Андрей Хуторской

Журнал Андрея Хуторского

Хроника бытия

Исправляем ФГОСы.
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Как исправить ошибки в федеральных государственных образовательных стандартах.

Образовательные результаты во ФГОСах разделены на личностные, предметные и метапредметные. Это ошибка, поскольку и предметные и метапредметные результаты ученика являются его личностными результатами.

Вторая ошибка ФГОСов: метапредметными результатами там названы общеучебные результаты (целеполагание, планирование, рефлексия и т.п.). На самом деле, метапредметные результаты - это те, которые относятся к метапредметному содержанию образования (число, знак, слово, движение, время, пространство и т.п.).

Как исправить ошибки?

С позиций нашей научной школы в образовании человека (ученика) главными являются ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, которые состоят из
1) общеучебных,
2) предметных,
3) метапредметных.

В этом случае всё чётко и понятно.

И ещё один момент. Учителя предметники НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ УЧИТЕЛЯМИ-МЕТАПРЕДМЕТНИКАМИ! Не должны они выполнять и не свойственные их образованию функции психологов (это им неправомерно навязывают разработчики стандартов). Все типы образовательных результатов учитель-предметник может и должен обеспечивать ТОЛЬКО СРЕДСТВАМИ СВОЕГО ПРЕДМЕТА! Это означает, что для обеспечения, например, метапредметных результатов, учителю биологии совсем не обязательно приглашать на занятия учителя физики или географии. Вся метапредметность достигается (может быть достигнута) из одного предмета.

О том, как всё это организовать - на дистанционных курсах и выездных семинарах Института образования человека.

См. также мои работы:

Метапредметный подход в обучении

Компетентностный подход в обучении

Системно-деятельностный подход в обучении


Обсуждение в Фэйсбуке:

Алексей Глазков: а могут быть вообще результаты не личностными?

Хуторской Андрей Викторович: Могут. Например, образовательные результаты могут быть коллективные, групповые.

Алексей Глазков: но они же все равно будут склдадываться из личностных.

Хуторской Андрей Викторович: Не совсем. Не всё складывается. Например, на всех наших семинарах и конференциях в конце рефлексивно выявляются 3 типа результатов: личностные (индивидуальные), групповые (продукт, созданный каждой проблемной группой); коллективные (общий продукт).

Продолжение обсуждения в Фэйсбуке

Тесты против образования
Андрей Хуторской
a_khutorskoy

О том, как чиновники убрали из школы директора и весь выпускной класс.

Случай вопиющий. В Калуге местное управление образованием (министерство) направило в школу № 6 тестолога и по его результатам лишило школу аккредитации, а выпускной класс - возможности получить аттестаты в этой школе. Директора школы уволили без объяснения причин.


Вот видео встречи родителей с чиновниками: https://www.youtube.com/watch?v=O-C2cSmH754

Родители на собрании высказали мнение, что таким способом управленцы решили убрать неугодного директора школы. Я не знаю этого директора, не знаком с педагогами и родителями школы. Но у меня есть связь с этой школой: в 1984-1986 гг. я работал здесь учителем физики. Кстати, в этой школе работал и мой земляк - К.Э.Циолковский. Школа всегда считалась одной из лучших.
Считаю, что основными нарушителями в данной ситуации являются управленцы. Они нарушили, по крайней мере, следующее:

1. Нарушены научные основы педагогики, согласно которой результаты образования имеют комплексный характер и не могут быть сведены к тестам по трём предметам.

2. Проигнорирован заказ родителей на образование их детей. Родители - граждане РФ, являются налогоплательщиками и заказчиками образования своих детей наряду с государством.

3. Действующие образовательные стандарты также скорее всего были в данной ситуации нарушены управленцами, поскольку кроме предметных результатов, согласно ФГОСам, необходимо проверять метапредметные и другие, имеющий личностный характер результаты. Если данные результаты не проверялись, результаты тестирования не могут считаться достаточными для вынесения решения о качестве общего образования.

В результате, вполне возможно, что тем, кто послал тестолога в эту школу и вынес на основании его данных решение, которое нанесло ущерб ученикам, их родителям, репутации школы и др., может быть как минимум предъявлено обвинение в служебном несоответствии. В любом случае местное управление образованием не выполнило своей задачи по обеспечению условий для образования детей, нанесло им моральный и материальный ущерб.
Причина конфликта -  игнорирование действительных заказчиков образования, которыми, на мой взгляд, являются:

1) сами ученики, причём, конкретно каждый из них;
2) их родители, как представители рода;
3) народ, этнос; религии;
4) школа, педагоги;
5) регион, включая предприятия, бизнес, социальные и иные структуры;
6) государство, общество;
7) человечество, мир, Вселенная.

Не может один заказчик (например, в лице региональных чиновников) доминировать над всеми остальными.

Один из выводов (для педагогов) из данной ситуации: надо срочно заняться образованием чиновников. Разработать соответствующую педагогику и начать её применять. Тогда есть шанс получить вместо подобного абсурда грамотные решения.


Эйдос-школа
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Иногда мне говорят: "Покажите школу, в которой реализуется ваш принцип человекосообразности, эвристическое обучение и т.п." Вот пример такой "Эйдос-школы": фото с выездного семинара,  который мы только что провели. Во время семинара проведено и проанализировано 56 уроков, разработанных на основе принципов и методик нашей научной школы - http://eidos.ru/edu/foto/24/index.htm

Чего боится ВАКовский журнал "Вопросы образования"?
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Подходят ли вопросы образования для Высшей школы экономики?

Я учёный. Одна из задач любого учёного - публиковать результаты своих исследований, делать их достоянием гласности, доводить до сведения тех, кому эти результаты предназначены. В итоге, собственно, и происходит развитие науки, общий прогресс и эволюция человечества.

Разумеется, не все результаты и не всех исследований одинаково значимы и полезны. Судить об этом сначала приходится, как правило, экспертам, а затем и другим читателям - специалистам по профилю исследований.

Зачем нужны научные журналы? Очевидно, что для того, чтобы публиковать материалы исследований, знакомить с ними своих читателей. Это, собственно, основная миссия таких журналов.

У нас в России есть список так называемых "ВАКовских" журналов. Это журналы, в которых ВАК рекомендует публиковать результаты исследований. Считается, что такие журналы должны быть обязательно рецензируемые. То есть каждая статья, прежде чем её опубликует журнал, должна пройти рецензии специалистов. Чтобы не было так, что кто-то по-тихому решил опубликовать статью "по блату".

Есть такой ВАКовский журнал "Вопросы образования", издаваемый Высшей школой экономики (если не ошибаюсь, то за бюджетные, то есть наши с вами деньги). Главным редактором этого журнала является Я.И.Кузьминов.

Я уже защитил кандидатскую и докторскую степени, поэтому мне нет нужды набирать необходимое количество публикаций. Их у меня, включая электронные издания, более 700. Но как любой учёный, я стремлюсь сделать достоянием гласности результаты своих исследований, представить их тем, кому они могут быть полезны.

Послал я 2 ноября 2013 года в журнал "Вопросы образования" свою статью "Компетентностный подход как воплощение договора между социумом и личностью". Через день, в праздничный день народного единения, получил анонимный ответ, что статья "не подходит нам по содержанию". А также ободряющее утверждение: "Несомненно представленный материал может заинтересовать другие профильные издания".

Вот скан ответа из журнала "Вопросы образования", полученный мною по e-mail 4 ноября 2013 года:



Позвольте! А где же рецензия на статью? Ведь ВАКовские журналы должны быть рецензируемые!

Или мне ответил от имени редакции как раз рецензент? Единственный и основной?

Но почему тогда он скрывает своё имя?

Несколько версий:

1. Боится назваться, потому что выносит заключение без рецензии.

2. В редакции журнала отсутствует общепринятый этикет - подписываться под письмами.

3. Забыл подписаться, так как был увлечён празднованием Дня национального единста.

Интересна аргументация анонимного отказа: статья "не подходит по содержанию". Журнал называется "Вопросы образования". Моя статья посвящена компетентностному подходу именно в образовании.

Был бы я начинающим соискателем, ответ для меня мог бы быть исчерпывающим. Но я уже знаю, что мои разработки используются тысячами учёных (как раз реальными или потенциальными читателями данного журнала). Это известно из РИНЦа - российского индекса научного цитирования. Там можно увидеть, что из 3657 ссылок на мои работы, большая часть авторов ссылается именно на мои работы по компетентностному подходу в образовании, которым я занимаюсь более 10 лет. То есть и по содержанию, и по значимости мои работы вполне могут быть подходящи для публикации. Так в чём же дело?

Поскольку аргументов в анонимном ответе не представлено, опять-таки остаётся выдвигать гипотезы:

1. Журнал "Вопросы образования" Высшей школы экономики публикует статьи только специально отобранных авторов. Все остальные, кто бы они ни были и что бы не прислали, "не подойдут по содержанию".

2. Журнал "Вопросы образования" Высшей школы экономики не хочет публиковать (и рецензировать) статью, принадлежащую именно А.В.Хуторскому (личное отношение анонимного отвечающего).

3. Ничего личного, просто нежелание давать слово Хуторскому и его научной школе, например, из конкурентных соображений. Поскольку компетентностный подход излагается в статье не с тех позиций, которые утверждены в Высшей школе экономики.

Многие журналы имеют специфику, и иногда рекомендуют авторам доработать присланную статью чтобы соблюсти эту специфику. Здесь же сразу сказано: "Несомненно представленный материал может заинтересовать другие профильные издания", т.е. обращайтесь в другие журналы, но не в наш. Чтобы сразу стало понятно, больше сюда присылать ничего не надо.

Хотелось бы пожелать редакции "Вопросы образования" соответствовать гордому статусу "ваковского" журнала и высокому уровню Высшей школы экономики.

Минобрнауки практикует формы рабства
Андрей Хуторской
a_khutorskoy

Членов диссертационных советов обязывают выполнять работу бесплатно: http://khutorskoy.ru/be/2013/1011/index.htm

Рабство — согласно Конвенции о рабстве 1926 г., это «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности».


Наше министерство образования и науки действует по принципу "Хочу всё знать. За чужой счёт".

Пример. Всем диссертационным советам и их членам предлагается бесплатно выполнить весьма ёмкие работы по сбору и предоставлению необходимой этому министерству информации.
Одни только "Методические рекомендации по формированию показателей мониторинга деятельности сети диссертационных советов" составляют 35 страниц. См. методрекомендации, а также другие документы на сайте ВАКа.

В письме Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ написано: "Для проведения мониторинга Департамент просит руководителей организаций, на базе которых созданы диссертационные советы, оорганизовать работу по формированию и представлению сведений". Что означают "просьбы" чиновников, хорошо известно.
С какой стати все диссоветы России и огромное количество их членов должны собирать сведения для министерского мониторинга?! У министерства на этот мониторинг наверняка выделены бюджетные (т.е. наши с вами) средства, их кто-то там получает. А почему тысячи учёных должны делать для них это бесплатно? Считаю, что это форма рабства, когда членов диссоветов заставляют бесплатно (просят!) выполнять работу, за которую они не получают никакого вознаграждения.

На сегодняшний день в России действует более 3000 диссертационных советов. Большинство председателей и учёных секретарей этих диссоветов наверняка скажут: "от нас это не зависит", "от нас требуют, мы должны выполнять". Чиновники минобрнауки так наглеют только потому, что им это позволяют.

Вот один факт, подтверждающий рабскую идеологию разработчиков "Рекомендаций": в п. 5.1 они хотят знать число цитирований публикаций каждого члена диссовета в журналах, индексируемых в базе Web of Science, за последние 5 лет. Но никаких способов получения этих данных не указывают. Многие учёные и сами хотели бы их узнать. Но дайте инструкцию как их получить! В п. 5.2. относящемся к РИНЦ чиновники это указывают. Так почему не дают аналогично для Web of Science? Почему вынуждают людей делать это за счёт собственных средств и времени?

Или ещё: почему члены диссоветов должны разыскивать номера дипломов защищенных под их руководством учёных, если эти самые номера присваивали им не они, а это самое министерство (ВАК)? Так пусть сами ищут свои номера, если это им надо. Зачем унижать научных руководителей и консультантов такими поисками?

Рабство - не соответствует нынешнему строю. Мы не рабы. Мы - человеки.


А кто заказчики образования?
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Проводим конференции, семинары, интернет-педсоветы. Учителя зациклились на ФГОСах. Но ведь учитель реализует не только федеральный заказ!

Кто имеет право на стандарты образования человека? Вот мой ответ:

1. Сам ученик
2. Его родители.
3. Учитель
4. Школа
5. Регион, социум
6. Страна (ФГОС)
7. Мир
8. Человечество
9. Вселенная

ФГОС - на 6-м месте! А где же остальные стандарты? Заказчики образования - Ау!

Эзотерика улунских чаёв
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Открыл для себя новый чай Габа - напрямую работающий с подсознанием: http://khutorskoy.ru/be/2013/0224/index.htm

KhutorskoyRu_007

О скрытой одарённости
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Очень важная по постановке проблемы статья (авторы С.Л. Белых и М.Ф. Бокинова), в которой отражены результаты исследования скрытой и явной одарённости учеников.



На этот счёт у меня есть несколько принципиальных тезисов:

1) у любого ребёнка есть одарённости;
2) любая одарённость изначально скрытая, т.е. потенциальная;
3) все одарённости изначально скрыты как от самого ребёнка, так и от его окружения;
4) причин скрытости одарённости как минимум две: а) ребёнок не проявляет своих "даров", б) взрослый не видит или не умеет увидеть этих "даров";
5) задача выявления и раскрытия одарённостей детей должна решаться одновременно по двум данным направлениям: ученика нужно учить проявлять свои "дары", учителя нужно учить видеть их.

Елена Полякова, Юлия Скрипкина, Надежда Серегина и 6 другим это нравится.

Елена Викторовна Боровская: ... Особенно "принципиальные тезисы"....

Катерина Кудрявцева: И секрет-то прост: если ребенку уделяется много внимания, родителями и учителями, то он не может не "раскрыться"! . Проблема в массовости школы и занятости учителей. Сколько примеров в моей практике, когда ребенок , с которым занимаются индивидуально , проявляет такие таланты, что даже любящие и заботливые родители в нем не подозревали!

Хуторской Андрей Викторович: Не считаю, что "секрет прост". Количеством внимания одарённостей не раскрыть. Поскольку неизвестно даже то, куда это внимание направлять. Например, надо ли давать ученику возможности проявить свои способности к интуиции, телекинезу, ясновидению?

Хуторской Андрей Викторович: Индивидуализация - тоже сама по себе не решает задачи выявления скрытой одарённости. Если репетитор индивидуально готовит к ЕГЭ, то он никаких других талант.

Надо сказать, что один из авторов статьи - Светлана Белых - написала:

"Принципиально не согласна с п.п.1-3, спорен п. 4а, с остальным абсолютно согласна - ради этого статью и писала. Готова аргументировать, так как занималась этой проблемой.
Но посмотрите, плиз, выводы - я там очень четко и конкретно формулирую причины.
И, кстати, на первой или второй странице я составила тоже довольно четкий, как мне кажется, список причин того, почему одаренность остается незамеченной".

Теперь о составе скрытых одарённостей.

Обычно и учителя, и родители, и исследователи как бы понимают, какую именно одарённость они имеют в виду. И, как правило, толкуют одарённость по таким сферам, как интеллект, художественные, технические и другие способности.

У меня вопрос: почему, например, практически не идёт речь о нравственной одарённости? Даже ведь попыток её обозначить не встретишь, не то, что методик и техник выявления, диагностики и развития.

То же самое можно сказать о духовной одарённости, интуиции, об экстраординарных "дарах" человека, таких как ясновидение, яснослышание, телекинез, левитация, телепортация и т.п. В любом случае недостаточно использовать традиционные предметные разделения одарённостей на гуманитариев и негуманитариев. Необходимо определить состав одарённостей исходя из состава самого человека и видов его жизнедеятельности.

--
Для ссылок:

Хуторской А.В. О скрытой одарённости. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 11.02.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0211/index.htm 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ ИСКУССТВА
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Искусство в школе – предмет сегодня не самый популярный. Музыка, живопись, театр, кино, балет, цирк, скульптура, архитектура, фото, видеоискусство и др., всё это выведено за рамки так называемых «основных» предметов. В результате мы получаем безнравственных, лишенных духовных основ выпускников, которые сдают никому не нужные по жизни тесты ЕГЭ. Многие из них идут потом учиться «на чиновников»…

Фото0755

Между тем, именно искусство содержит метапредметные основания образования. Искусство направляет мысли и чувства человека вглубь созданных образов. В итоге ученик учится смотреть и видеть то, что находится «за» его непосредственным восприятием.

Именно такое смотрение, слушание, вчувствование и «вмысливание» способно обеспечивать ученику метапредметные образовательные результаты. Это не те метапредметные результаты, которые в нынешней версии стандартов ошибочно отождествлены с общеучебными. Общеучебные деятельности (целеполагание, планирование, самооценка и т.п.) и их результаты пригодны для всех предметов и не зависят от них. А метапредметные ВСЕГДА зависят от предметов, они находятся ЗА предметами, в их корневой основе.

Иногда два и более предметов способны обеспечить ученику не только понимание их горизонтальных связей, но, что более важно, постигать их общие метапредметные основы.

В качестве примера приведу выставку, которую я посетил на прошлой неделе в Выставочном комплексе «Манеж» (Москва). Мой фоторепортаж об этой выставке - http://khutorskoy.ru/be/2013/0124/index.htm

Выставка называлась «Земное эхо космических бурь» по мотивам работ русского учёного-космиста А.Л. Чижевского. Выставка представляет собой световую инсталляцию, которую специально для просторного зала Манежа сделал шотландский художник Чарльз Сэндисон. С помощью проекторов и компьютеров он изобразил движущиеся тексты из космобиологической научной работы Чижевского.

Метасмыслы такого соединения искусства и наук каждый посетитель отыскивает сам. Можно сказать, что выставка предлагает тебе множество открытых эвристических заданий. Причём форма их представления не традиционная. Ты сам и формулируешь эти задания, и сам их выполняешь! Это же мечта творческого гуманистически ориентированного педагога: создать среду, которая будет обеспечивать образование, задавая виды деятельности каждому, кто в неё погружается.

Другой недавний пример, который выводит на метапредметные основания нескольких видов искусств. Это шоу канадского цирка Дю Солей по мотивам произведений Майкла Джексона. Цирк проводит мировой тур, я побывал на его представлении в Москве. Фоторепортаж в моей хронике бытия - http://khutorskoy.ru/be/2013/0126/index.htm

Во-первых, мне всегда было непонятно, почему школа не учит детей воспринимать музыку? Не только классическую, но и другие жанры – рок, поп, этно и т.п. Почему всё это отдано на откуп другим «структурам»? Получается, что школа не только не обеспечивает образования во всей его полноте, но и стыдливо уклоняется от своей миссии, видя беспомощность перед другими сферами и средствами художественного образования. В результате жизнь оказывается отделена от школы, а между учителями жизни и школьными учителями глубокая пропасть, через которую ученики периодически перепрыгивают, всё чаще задерживаясь на половине жизни.

Во-вторых, о метапредметности шоу Дю Солей. Уже сам М.Джексон работал на стыке нескольких жанров: танца, музыки, песни, визуализации. Всё это скреплялось его харизмой, профессионализмом, энергетикой. Цирк Дю Солей показал, как можно творчески изобразить творчество. Они поставили полностью своё шоу, в котором был не просто «реферат» с цитатами из Джексона, а цельные законченные произведения. Кроме акробатики и многих других номеров в шоу использовались методы психологии, и я бы сказал, философии. Потому что артисты пытались дать зрителям возможность проникнуть во внутренний мир Джексона и базовые основы окружающего его мира.

В 2009 году я написал заметки, посвящённые Майклу Джексону: «Лунная походка. Хочешь стать лучше, изучай гениев» - http://khutorskoy.ru/be/2009/0723/index.htm

При разном отношении к М.Джексону, невозможно отрицать масштаба его влияния на мир и на людей. Формой такого влияния безусловно является искусство.

Кстати, о том, что будущая школа включит в основы образования искусство и духовность, писал в своей «Розе мира» Даниил Андреев. Главной задачей такой школы он считал воспитание человека облагороженного образа.

У меня сохранилась книга Даниила Андреева «Роза мира», подписанная его вдовой. Считаю эту книгу главной книгой 20-го века в сфере образования человека. Именно потому, что она раскрывает метапредметные смыслы и основную миссию образования.

31.01.2013 г.

А.В.Хуторской

Шоу о Майкле Джексоне: мировой тур цирка Дю Солей
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Впечатления о мировом шоу знаменитого канадского цирка Дю Солей по мотивам Майкла Джексона. К концу 2012 года более 1 миллиона зрителей купили билеты на это шоу.

khutorskoy.ru_WP_20130126_1

Подробнее -  http://khutorskoy.ru/be/2013/0126/index.htm

?

Log in

No account? Create an account