a_khutorskoy

Category:

Как нам обустроить образование в России? Часть 2. Смысл образования

Мы часто слышим «получить образование», «дать образование». Что такое для человека его образование? Можно ли его получить, дать, передать?

Иногда говорят, что в школе или вузе «дают» знания, а учащиеся их якобы «получают». Учителя или родители учеников говорят про «подачу материала», считая, видимо, что это и есть знания.

Знание многие отождествляют с информацией. Это ошибка. Знание – не информация. Знания не передаются. Передаётся только информация. Знания – продукт и результат деятельности человека, а не знакомство с информацией о чужих знаниях. Например, если ребёнок говорит, что Земля круглая, это не знания, а информация, которую в него записали. Чтобы утверждение «Земля круглая (шарообразная)» являлось знанием ученика, ему необходимо выполнить соответствующие деятельности, и придти к определённому результату (не факт, что они будут такими, как хочет учитель или родитель). Для этого не обязательно лететь в космос на ракете, есть и более доступные действия. Но именно они - эти действия приводят к знаниям. А не просто «учитель сказал» или «в учебнике (на сайте) написано».

Чудовищное по массовости заблуждение – считать, что образование – это усвоение информации. Это просто везде! Вы что, хотите человека превратить во флешку?!

Вот и Дума создаёт «теорию», что воспитание – это просвещение. Дума думает, что если школьникам будут что-то говорить, «давать информацию», то так они и будут думать и делать, их образование можно будет регулировать подачей «нужного» контента. Здесь две ошибки. Первая, воспитание – это не просвещение и тем более не передача информации. Вторая – образованием и воспитанием человека управляют педагогические законы, а не юридические. Хоть каждую неделю вноси поправки в Закон об образовании, ни образование, ни воспитание людей от этого никак не изменится.

Образование как передача, трансляция чего-либо — достаточно распространенное понимание. И мало кто задумывается, что в основе данного понимания лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой, что все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача — только «брать». Иногда говорят, что «богатства, которые выработало до него человечество» передаются ученику для его же пользы — чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие «закрома» свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на доминирующие внешние цели.

Принцип «дать образование» входит в противоречие с миссией человека и смыслом его образования. Во-первых, если под образованием понимать процесс внутренних приращений, то дать человеку его внутренний мир невозможно: он растет и развивается по своим законам. Во-вторых, в основе такого понимания образования заложена потребительская ориентация: кто-то ученику должен «давать», а его задача — только «брать».

Так что же такое образование? Образование – это буквально образоВЫвание человека, реализация его потенциала во всех его сферах, рост, развитие. А не впитывание информации. И не усвоение передаваемого.

В человекосообразной педагогике образование ориентировано на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию — мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и ценности, а чтобы продуцировать новые знания, ценности и опыт. 

Для того, чтобы выстраивать образование грамотно, нужно отбросить заблуждения и обратиться к его смыслу.

== 

Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2019. – 608 с. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/

Педагогика. А.В. Хуторской
Педагогика. А.В. Хуторской


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.