a_khutorskoy

Categories:

Цифровизация образования

Цифровизация образования должна решать педагогические задачи!

22-24 января 2020 года Институт образования человека провёл в Москве Всероссийскую научно-педагогическую конференцию на тему «Цифровые технологии как средство развития компетентностей учащихся».

Это 51-я по счёту конференция Научной школы А.В.Хуторского, посвященная вопросам проектирования и реализации образования.

Обсуждены доклады:

• Цифровизация образования, сообразного человеку (Хуторской А.В., д.п.н., проф., чл.-корр. РАО)


• Развитие компетентностей педагогов для проведения цифровых занятий (Андрианова Г.А., к.п.н., доцент).

• Смысл и цели образования для поколения «цифровых» детей (Скрипкина Ю.В., к.п.н., доцент)

• Проблемы формирования цифровых компетентностей учащихся (Кончакова Т.Ю.)

• Цифровизация в формировании целостной картины мира (Озеркова И.А.)

• Цифровые образовательные ресурсы на уроках естественных наук для развития компетентностей учащихся (Борзова О.А.)


В рамках конференции для участников проведены семинары:

• «Цифровые технологии в работе учителя-предметника».

• «Как разработать и провести урок с использованием телекоммуникаций».

• «Интернет-урок как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций»


• «Методика проведения Интернет-конференции»

Конференция проведена в оргдеятельностном режиме. Участники выполняли целеполагание, рефлексию, формулировали актуальную для каждого проблематику, отыскивали способы решения выявленных проблем. 

В ходе конференции выявлены следующие ключевые моменты процесса цифровизации образования:

1. Основным заказчиком цифровизации выступает экономика, бизнес. Задача педагогики и педагогов - рассматривать цифровые технологии исключительно для решения педагогических задач. Цель образования не в том, чтобы внедрить те или иные гаджеты и цифровые технологии, а в том, чтобы с помощью цифровых средств обеспечить дополнительные возможности самореализации учащихся в образовательном процессе (доклад А.В.Хуторского).

2. Существуют ментальные отличия субъектов образования по отношению к цифровизации. Поколения «бумеры», X, Y, Z, а также, так называемое, поколение «альфа» имеют значительно отличающиеся картины мира, ценности и компетентности по отношению к гаджетам, их применению. Знание данных отличий – условие эффективной работы педагогов и управленцев в направлении цифровизации (доклад Ю.В.Скрипкиной).

3. Научная школа А.В.Хуторского разработала и реализует многочисленные цифровые средства для подготовки педагогов и для осуществления образования учащихся. В числе таких средств: дистанционные проекты для школ, курсы для педагогов, дистанционные эвристические олимпиады и конференции для школьников, научные блоги в соцсетях, проведение дистанционных заседаний Учёного совета. Применение разработанных технологий, форм и методов приводит к диагностируемым компетентностям обучаемых и педагогов (доклад Г.А.Андриановой).

4. Обозначена проблема отсутствия задачи формирования и диагностирования целостной картины мира обучаемых в официальных стандартах и практике обучения. Цифровизация как объективное явление не входит в картину мира, она входит в сам мир. Цифровизация содержит риски клиповых и разрозненных представлений о мире в среде педагогов и обучаемых (доклад И.А.Озерковой).

5. Образовательная практика членов Научной школы подтверждает эффективность разработанных цифровых инструментов в обучении школьников, в повышении квалификации учителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование цифровых компетентностей учащихся обнаруживает противоречие с одним из принципов научной школы – исходное изучение реальных объектов, а не информации о них (доклады Кончаковой Т.Ю., Борзовой О.А.).

6. Деятельность официальной системы управления образованием по отношению к цифровизации не выдерживает критики. Запретительная политика по отношению к использованию гаджетов в обучении является одним из основных препятствий для решения педагогической задачи: самореализации ученика в ходе его обучения средствами цифровизации. В условиях отсутствия научно обоснованных решений, регламентов, стратегий и стандартов в области цифровизации образования педагогам приходится самостоятельно решать данные проблемы.

7. В качестве результата конференции сделан вывод о необходимости учёта ментальных отличий субъектов образования по отношению к цифровизации. Поставлена задача научных исследований и разработок для цифровизации образования, сообразного человеку.

--

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Следующая, 52-я конференция Научной школы А.В.Хуторского для педагогов намечена в Москве на 25-27 марта 2020 года, её тема «Инклюзивное обучение в современной школе».

26-28 марта 2020 года в Санкт-Петербурге состоится 11-я Всероссийская научно-практическая конференция для школьников «Эйдос».


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.