Пять главных законов педагогики

Школа, согласно этим законам, является местом счастья для учеников.

А.В. Хуторской
Ньютону яблоко упало на голову и он открыл закон всемирного притяжения. Яблоки многим падали на голову, но закон открыл именно он. Почему? Потому, что думал над этим явлением.
Думал я думал над законами педагогики, читал других учёных. И вот к чему пришёл.
У педагогики имеются свои законы разных уровней. Назову те из них, которые имеют наиболее общий характер. Данные законы открыты нами благодаря анализу явлений образования человека.
В основе законов лежат следующие диагностируемые и подтверждаемые факты, присущие образовательному и педагогическому процессам:
1) человек в образовании реализует себя; даже повторяя других, или выполняя указания педагога, ученик проявляет именно свою сущность;
2) человек реализует себя не случайным образом и не произвольно, истоки его самореализации, как и индивидуальности находятся в программных установках его рода, являющегося исторически существующим организмом;
3) каждый человек в своём образовании осваивает культуру и продуцирует её элементы в меру своих возможностей; продуктивность образования напрямую связана с педагогической ориентацией на неё;
4) то, ради чего происходит образование человека, определяется ориентирами наибольшей части людей, а именно – их счастьем, благополучием, здоровьем, из чего следует главная цель педагогики – обеспечить реализацию данной задачи; наибольший успех в этом отношении имеют гуманистически ориентированные педагогические системы и технологии;
5) образование человека, его рода и человечества происходят не изолированно от окружающего мира, а наоборот, зависят от него; данная зависимость включается в основу педагогического процесса, который в любом своём проявлении затрагивает соответствие человека и Вселенной.
Перечисленные основания позволяют сформулировать соответствующие законы, имеющие характер наиболее общих существенных, объективных, устойчиво повторяющихся отношений между образовательными и педагогическими процессами.

Первый закон педагогики: закон самореализации человека.

Согласно данному закону смысл образования человека состоит в его самореализации по отношению к заложенной в нём миссии. Человек сам реализует себя. В этом смысл образования и на это направлен педагогический процесс. Чтобы ученик реализовал себя, свою индивидуальность, свои таланты и потенциал, ему предоставляется возможность выбора деятельностей, содержания образования, создаваемых результатов, осознания учебных достижений и планирования новых.Закон формулируется следующим образом: педагогическая ориентация на выявление миссии ученика в процессе его образования определяет его самореализацию.

Второй закон педагогики: закон наследования рода человеческого.

Человек – воплощение своего рода – конкретного протяженного во времени исторического организма, включающего жизни его предков. Все рода человека представляют собой единый общий конгломерат человеческого рода, который имеет свою миссию на Земле и во Вселенной. Как жило человечество, так и живёт каждый его представитель. Поэтому каждый человек есть наследник своего рода, своего народа, всего человечества. Данный закон педагогики гласит: образование каждого ученика влияет на образование и наследование его рода. Педагогический процесс, обеспечивающий образование одного человека имеет прямое влияние на образование всех родов человечества и их преемственности. Между образованием одного человека и явлениями жизни всего человечества существуют устойчиво повторяющиеся отношения. Особенности одной жизни претворяются в каждом поколении и в каждом человеке. Отношения между родом и человеком определяются педагогическим процессом.

Третий закон педагогики: закон воспроизводства и приращения культуры.

Каждое новое поколение не только наследует культуру, но и развивает её. Продуктивность образования имеет статус закона, согласно которому каждый человек через своё образование актуализирует развитие новых культурных ценностей и достижений. Закон педагогики: образовательный результат ученика определяет воспроизводство и приращение культуры.
Следствием данного закона выступает принцип продуктивности образования: любой образовательный результат ученика оформляется как продукт его деятельности. По внешним качествам продукта диагностируются и оцениваются личностные качества и приращения ученика.

Четвёртый закон педагогики: закон благосостояния и счастья людей.

Задача образования – привести человека к личному счастью и счастью всех людей. Закон педагогики заключается в достижения счастья всех людей через счастье каждого. Педагогический закон звучит следующим образом: основным показателем успеха образования выступает уровень счастья учеников, который зависит от направленности педагогического процесса.
Школа согласно этому закону является местом счастья для учеников. Повторяющимися отношениями внутри образовательного процесса выступают организованные мотивированные педагогически деятельности учеников, соответствующие их возможностям – индивидуальным, возрастным, гендерным, иным.

Пятый закон педагогики: закон Вселенской предназначенности образования человека.

Миссия человека во Вселенной предопределена самой Вселенной, её глобальным мировым запросом. Современной науке, в том числе педагогике, предстоит понять и выполнить свои задачи по выявлению предназначения человека во Вселенной и реализации этого предназначения. То, что такое предназначение существует, следует из наличия связи между человеком и космосом, в том числе, из закона взаимосоответствия микро- и макрокосма. Закон педагогики гласит: включение в педагогический процесс вселенского масштаба задач связывает целевые ориентиры ученика со вселенским смыслом его деятельности. Из данного закона следует педагогический принцип отношения к образованию каждого человека как образованию всей Вселенной.

P.S.

1. Школа, согласно этим законам, является местом счастья для учеников.
2. Родитель, именно ты являешься первым педагогом своего ребёнка. Такую задачу тебе определила Вселенная и твой род.
3. Учитель, если ты будешь строить свои уроки на основе этих законов, твои ученики и их дети будут благодарны тебе всю свою жизнь.
4. Методист, если ты в основу своих разработок положишь эти законы, ты поможешь многим учителям и их ученикам стать счастливыми и успешными.
5. Учёный, проанализируй эти законы и дай им оценку в своём исследовании. Педагогика ждёт от тебя открытия новых закономерностей и законов.
6. Чиновник, если ты будешь управлять образованием на основе этих законов, то получишь больше, чем деньги. Ты получишь бонус от Вселенной для всего твоего рода.
7. Педагоги, какое бы обучение вы не вели, очное или цифровое, оно направлено на образование человека. И происходит в соответствии с законам педагогики. Проверьте, соответствует ли то, что вы делаете, законам педагогики.
--

Для ссылок:
Хуторской А.В. Пять главных законов педагогики [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 07.04.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0407/


#научнаяшколахуторского #педагогика #законыпедагогики #эйдос #eidos

Отклики

"Вы станете 6 педагогом, изменившим мировоззрение людей во всем мире", - Марина Салтыкова.
"Педагогика перестанет быть наукой если ее предметом не будут законы образования, но не каждому дано их открыть. Вы А.В. и есть избранный Богом. Здоровья Вам и успехов!", - Мухиддин Хайруддинов.
"Оригинально и актуально. Просто в понимании, но имеет глубокий смысл. Спасибо!", - Наталья Черткова.
"В PS все написано верно, лаконично и в то же время емко. Приятно , что есть педагоги , которые находят время размышлять, в наше скоро бегущее время", - Диля Миндиярова.

Дискуссия

Валерий Хвалев: Могут ли в педагогике быть законы? Не противоречат ли законы принципу человекосообразности образования?
Хуторской Андрей Викторович: Каждая наука, а педагогика - наука, доходит до своих законов на определённом периоде развития. Законы не обязательно имеют математическую формулу. Какая наука, такие и законы. Законы педагогики не противоречат принципу человекосообразности. Педагогика - наука об образовании человека.
Валерий Хвалев: Насколько я знаю, законосообразность качество неживой материи, в живом мире нет места законам. Все закономерности носят статистический характер. В этом и была основная ошибка Маркса, который решил, что ход истории носит объективный характер. Если с этой точки зрения посмотреть на Ваши "законы", то Вы - марксист. :) Тем более, когда речь идет о педагогике как сфере по работе с детьми.
Хуторской Андрей Викторович: Законы в живой материи существуют. Просто, это другого рода законы. Следует сказать, что и само отличие живого и неживого - не является очевидным. Понятие жизни не определено однозначно. Так же и в педагогике, несмотря на субъектность многих педагогических процессов, законы существуют и носят иной характер и решают иные задачи, нежели в науках, исследующих статистические процессы.
Валерий Хвалев: Трудно спорить с доктором педагогических наук и академиком в сфере образования. Просто хочется понять, о чем идет речь в открытых Вами законах с практической точки зрения. Например, разобраться какая ценность из, допустим 4-х, в педагогике главная: истина, добро, польза или красота. С Вашей точки зрения, получается Добро, т.к. первый закон требует подчинить все процессу самореализации, т.е. развития человека: от зависимости через независимость к взаимозависимости (С. Кови "7 навыков высокоэффективных людей". Вы утверждаете, что это закон, т.е. отношение, которое носит объективный характер, не зависит от воли субъекта и объекта педагогического процесса. Но это не так фактически. Ни современный учитель, ни тем более, родители и ученики не ставят такой задачи. Ребенок не созрел, родители, в большинстве своем не доросли, а учителям за это не платят, даже если они созрели до такой постановки вопроса.
Хуторской Андрей Викторович: Понятие ценности - не характерно для науки. В науке есть объект, предмет, функции, задачи и т.п. Но если всё же попытаться сформулировать, то главная ценность в педагогике - человек. А ценности истины, добра и красоты - это уже ценности человека, а не педагогической науки. Ребёнок, родители и учителя могут соблюдать или не соблюдать законы педагогики. Просто, если их соблюдать, то будет происходить то, на что данные законы ориентированы. И ещё, данные законы, как и любые другие, имеют свои границы, область применимости. Это, прежде всего, человекосообразный тип образования, вселенское понимание образования.Я хочу также сказать, что понятие закона в педагогике нуждается в исследованиях.
Валерий Хвалев: Благодарю. Последнее замечание о законах много объясняет. Действительно, тут надо покопаться еще. То же самое про границы применения. Но тогда речь идет об аксиомах и теоремах, а не законах. Например, я тоже верю, что в этом мире есть Замысел (аксиома 1) и у каждого человека есть в этом Замысле роль (миссия) (аксиома 2). Правда, не понял про науку. В науке уж точно главная ценность - это Истина. Наука "производит" Истину.Что "производит" педагогика как деятельность? Человека? Смело! НО мне кажется, что все-таки педагогика человека развивает. Грубо говоря, от человека к личности. Является ли развитие от личности к сущности педагогикой? Трудно сказать... Но на этом пути человек точно не является главной ценностью. На этом пути многие жертвуют своей жизнью. Ради чего? Вопрос.
Хуторской Андрей Викторович: Закон в педагогике больше чем закон. Это ещё и флаг. Поэтому, даже имея в себе лишь аксиоматичность, всё равно он называется законом. Чтобы был флаг. Педагогика как наука производит педагогический процесс, его основы.Человека производит образование - т.е. образовательный процесс. Это разные процессы.
Валерий Хвалев: Понял в чем дело. Я рассматривая педагогику как деятельность, далекую от науки, т.е. ДРУГУЮ деятельность. А Вы как науку. Правда непонятно почему в этом случае педагогика производит процесс. Но это уже детали. Мы рассуждаем о разном: я - о сфере деятельности как целом, вы - педагогической науке как части. Интересно ваше разделение педагогики и образования. Но мне тогда непонятно что такое самообразование.
Валерий Хвалев: Закон как флаг? Симпатично. Но я инженер по образованию. Мне всегда трудно было понять гуманитариев. Что может быть выше закона? Границы его применения. Т.е. более общий закон. Например, философский. Может Вы открыли законы философии педагогики?
Хуторской Андрей Викторович: Я пришел к выводу, что существует пять основных толкований педагогики:1. Педагогика как практика.2. Педагогика как искусство. 3. Педагогика как инженерия. 4. Педагогика как наука. 5. Педагогика как учебный предмет.Педагогической практикой занимается практически каждый человек, который общается с другими с целью их обучения или воспитания. Педагогическое искусство доступно уже не каждому, а педагогам-мастерам. Педагогическую инженерию представляют педагогические системы, технологии, например, система Аристотеля, метод Сократа и др. Педагогика как наука занимается исследованием сущности образования человека, выявлением его закономерностей, построением понятийного аппарата. В учебном предмете мы осваиваем основные положения педагогики как науки, и учимся применять её инструментарий.
Продолжение дискуссий в Фейсбуке на аккаунте автора

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.