Андрей Хуторской

Журнал Андрея Хуторского

Хроника бытия

Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗА ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНУЮ ШКОЛУ!
Андрей Хуторской
a_khutorskoy

Выступление Андрея Викторовича Хуторского, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, академика Международной педагогической академии и Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, директора Института образования человека.

EidosRu_IMG_1964

– Дорогие учителя, ученики, их родители! Уважаемые методисты, руководители учреждений образования, педагоги детсадов, вузов, учреждений дополнительного образования и повышения квалификации! Поздравляю вас с Новым учебным годом! Желаю в этом году реализовать свои творческие, педагогические, человеческие возможности! Призываю к стойкости в реализации своей миссии, несмотря на условия, в которых находится сегодня система образования. Главное, что у нас есть, это наш человеческий потенциал. И наша задача – реализовать его.

Профессиональная миссия педагога и управленца в сфере образования – служить человечеству, конкретным детям – как воплощению будущего этого человечества. Образовательная миссия ученика – реализовать свои возможности по отношению ко всем образовательным сферам и учебным предметам. Какими бы ни были учебные предметы, требования, учителя и школы, ученик – это тот, кто всегда находит – чему он сможет научиться здесь и сейчас.

Следует признать, что сегодняшняя школа нечеловекосообразна. Многие требования, которые предъявляются к школе, не соответствуют её назначению. Официальные оценки полученных учениками и педагогами результатов мало касаются их реального образования. Школу превращают в инструмент принуждения, используют тюремные методы: устанавливают турникеты, видеокамеры, охрану, на экзаменах выводят учеников под конвоем, отбирают мобильники, грозят ученикам штрафами, предлагают создавать новые должности типа зам.директора по терроризму.

В системе мониторинга и контроля почти исключено официальное внимание к индивидуальным творческим результатам детей и учителей. Проверяются формализованные параметры. Личностное начало – главную основу образования, чиновники пытаются заменить на так называемые «объективные» результаты ЕГЭ. Но эти требования не соответствуют существующему законодательству – прежде всего – действующим стандартам. Официально утверждённые нынешние ФГОСы, несмотря на их недостатки, декларируют личностное начало, предлагают кроме предметных результатов обеспечивать метапредметные, развивать и оценивать коммуникативные, регулятивные, когнитивные деятельности и компетентности. Ничего этого ЕГЭ не проверяет и не оценивает. ЕГЭ не соответствует официальным стандартам, поэтому не должен быть ориентиром для образования учащихся.

Наша научная школа, Институт образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос» вместе с тысячами учеников, педагогов, школ давно и успешно реализуют принцип человекосообразности в образовании. Мы разработали методики и технологии обучения, которые успешно работают в том числе и в условиях нынешних ФГОСов. В наших дистанционных эвристических олимпиадах приняло участие более 260 тыс. учеников, которые проявили свои лучшие творческие начала. Более 2000 школ принимают участие в наших дистанционных мероприятиях. На наших курсах, семинарах, конференциях педагоги не просто слушают лекции и читают материалы, а всегда создают свой педагогический продукт, реализуют свой профессиональный потенциал. Мы научились сами и учим других успешной самореализации! За последние 15 лет фактически создано общественно-педагогическое движение «Человекосообразная школа».

На предстоящий учебный год мы запланировали много новых и увлекательных проектов. Скачайте и распечатайте расписание всех мероприятий на 2014 – 2015 уч. год для педагогов и учащихся: курсы, конкурсы, конференции, семинары, олимпиады, интернет-педсоветы, школьные туры. Включите их в свои планы. Передайте расписание коллегам, руководству школой! - http://eidos.ru/doc/Eidos_Shedule2014-2015.pdf

Назову некоторые новые проекты, которые будут реализованы в новом учебном году.

В течение всего учебного года будет проходить конкурс «Творческий учитель года». Главный приз - планшетный компьютер. Кстати, до 14 сентября регистрация в этом конкурсе бесплатная - http://eidos.ru/project/creat_teacher/2014/index.htm . Данный конкурс имеет номинации учителей года по всем предметам, а также «Воспитатель года», «Методист года», «Завуч года» и др.

Для школьников 1-11 классов впервые будут проводиться зимние и весенние Дистанционные олимпийские игры. Зимние - с 8 по 12 декабря 2014 года, весенние - с 20 по 24 апреля 2015 года. Участвуют команды школ и индивидуальные участники в возрастных группах: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. Соревнования зимой будут проводиться по 5 дисциплинам: математика, русский язык, английский язык, история, география. Каждый день - один предмет. По каждому предмету - одно комплексное задание. Результаты будут объявляться в тот же день. Все баллы, выставляемые жюри - открыты для всех. Участники и болельщики смогут следить за личным и командным первенством все 5 дней. - http://eidos.ru/olymp/games/2014-2/index.htm

23-25 марта 2015 года в Москве будет проведена Всероссийская ученическая конференция «ЭЙДОС. Человек творческий». Мы уже 10 лет проводим дистанционные ученические конференции (http://eidos.ru/conf/pupil/index.htm), и вот теперь решено провести очную. Для школьных групп после конференции можно будет заказать тур в Санкт-Петербург на 26-28 марта. По формуле 6 + 1, т.е. на 6 школьников один сопровождающий учитель или родитель - БЕСПЛАТНО! А учителя в это же время смогут остаться в Москве на уже педагогическую конференцию «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС».

Как и всегда, для учителей намечены дистанционные курсы по самым актуальным темам - http://eidos.ru/courses/schedule.htm Для школ – наш Институт образования человека проводит выездные семинары - http://eidos-institute.ru/seminars/index.htm

В завершение скажу, что вся наша работа – проводимые курсы, семинары, конференции, издаваемые книги и журналы, научно-методическое руководство – направлены на формирование и развитие общественно-педагогического образовательного движения «Человекосообразная школа». Считаю нашей общей задачей формировать и развивать это движение. Приглашаю к участию в новом учебном году в проектах, курсах, конференциях всех, кому близки позиции человекосообразного образования. Вместе мы – сила!

1 сентября 2014 года

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,

директор Института образования человека


?

Log in

No account? Create an account