Андрей Хуторской

Журнал Андрея Хуторского

Хроника бытия

Previous Entry Поделиться Next Entry
Исправляем ФГОСы.
Андрей Хуторской
a_khutorskoy
Как исправить ошибки в федеральных государственных образовательных стандартах.

Образовательные результаты во ФГОСах разделены на личностные, предметные и метапредметные. Это ошибка, поскольку и предметные и метапредметные результаты ученика являются его личностными результатами.

Вторая ошибка ФГОСов: метапредметными результатами там названы общеучебные результаты (целеполагание, планирование, рефлексия и т.п.). На самом деле, метапредметные результаты - это те, которые относятся к метапредметному содержанию образования (число, знак, слово, движение, время, пространство и т.п.).

Как исправить ошибки?

С позиций нашей научной школы в образовании человека (ученика) главными являются ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, которые состоят из
1) общеучебных,
2) предметных,
3) метапредметных.

В этом случае всё чётко и понятно.

И ещё один момент. Учителя предметники НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ УЧИТЕЛЯМИ-МЕТАПРЕДМЕТНИКАМИ! Не должны они выполнять и не свойственные их образованию функции психологов (это им неправомерно навязывают разработчики стандартов). Все типы образовательных результатов учитель-предметник может и должен обеспечивать ТОЛЬКО СРЕДСТВАМИ СВОЕГО ПРЕДМЕТА! Это означает, что для обеспечения, например, метапредметных результатов, учителю биологии совсем не обязательно приглашать на занятия учителя физики или географии. Вся метапредметность достигается (может быть достигнута) из одного предмета.

О том, как всё это организовать - на дистанционных курсах и выездных семинарах Института образования человека.

См. также мои работы:

Метапредметный подход в обучении

Компетентностный подход в обучении

Системно-деятельностный подход в обучении


Обсуждение в Фэйсбуке:

Алексей Глазков: а могут быть вообще результаты не личностными?

Хуторской Андрей Викторович: Могут. Например, образовательные результаты могут быть коллективные, групповые.

Алексей Глазков: но они же все равно будут склдадываться из личностных.

Хуторской Андрей Викторович: Не совсем. Не всё складывается. Например, на всех наших семинарах и конференциях в конце рефлексивно выявляются 3 типа результатов: личностные (индивидуальные), групповые (продукт, созданный каждой проблемной группой); коллективные (общий продукт).

Продолжение обсуждения в Фэйсбуке

  • 1
Ребенок (человеческое существо) имеет два полюса - полюс организма (биологический индивид) и полюс личности (социальный индивид). Цель образования - развитие и формирование ОРГАНИЗМА и ЛИЧНОСТИ ребенка. Следовательно, существует два типа образовательных продуктов: организм (биофизические качества) и личность (социальные, интеллектуальные, художественные качества).
Адептом образовательных продуктов может быть ТОЛЬКО ребёнок/человек, ибо интериоризация сугубо персонифицирована при любой форме учебной деятельности: обособленной, парной, групповой, фронтальной, коллективной (КСО).

Результат - это качество продукта. Уровень мотивации, уровень обученности, воспитанности, здоровья и т.п.

По механизму развития и формирования образовательные продукты можно подразделять на предметные (предметное содержание), межпредметные (общепредметное содержание) и внепредметные (внепредметное содержание - расширение и углубление содержания относительно стандарта содержания по учебному предмету).

К общепредметному содержанию, в частности, относятся общие учебные знания (например по НОТ),умения, действия, навыки, привычки.









Александр, полюсов у человека больше, не только биологический и социальный. Например, ещё есть интеллектуальный, эмоциональный, духовный, родовой, Вселенский ... Сколько всего полюсов - определяется выбранной (созданной) философией человека.

Образовательные продукты возникают (создаются человеком-учеником) в каждом из его "полюсов". Определить их - и означает создание образовательных стандартов.

Но кроме самого человека стандарты задают на его образование задают и другие субъекты: его родители, учителя, школа, чиновники, и др.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account